Блог девушки Даши

29 September
Comments Off

Про муми-троллей

Решила я тут в честь выходного дня и для разрядки обстановки написать о чем-то ненапряжном. То есть о мультиках. Я сама мультики очень люблю и считаю, что они играют важную роль в воспитании детей. Да, у меня нет детей, но у других-то есть, и когда эти дети вырастут, мне предстоит жить среди них. Поэтому то, какие мультики смотрят эти дети, на мой взгляд имеет значение.

Но это все небольшое вступление. Недавно мне захотелось перечитать произведения Туве Янссон, особенно ее цикл про муми-троллей. Кто читал, те знают, что эти книги довольно-таки патриархальны. И вот, на одном из сайтов я наткнулась на описание мультсериала про муми-троллей 1990 года выпуска, сделанного по большей части в Японии. Этот мультсериал хвалили за соответствие оригиналу, так что я решила его посмотреть.

Называется он “Tanoshii Muumin Ikka” (“Счастливое семейство муми-тролей”) в количестве 78 серий, и “Tanoshii Muumin Ikka 2″ в количестве 26 серий.
Почему меня прорвало написать про этот мультик? Потому что я никогда не видела ни в каком мультфильме такой концентрации патриархата. Вот ей-богу, в каждой серии есть минимум одна сцена, которую можно вырезать, ставить в рамочку под заголовком “Типичный патриархат” и собрать целую энциклопедию. Потому что в этом мультике есть все, окромя разве что откровенного абьюза, поскольку произведение все-таки детское.

Муми-папа – типичный доброжелательный сексист. Пишет мемуары, периодически рвется тряхнуть стариной и свалить куда-нибудь в путешествие. Конструктивной деятельности с него – шиш да маленько. Жену любит, но реально по-патриархальному, т.е. мысли помочь ей по хозяйству у него не возникает. Нередко высказывает сексисткие ремарки. К примеру, история с озерной нимфой. Красивая нимфа жила в лесном озере, и увидеть ее могли только мужчины. Причем увидев ее, мужики реагировали… ну как мужики. Т.е. теряли покой и сон и мечтали только о ней, забив на все. Женщины эту нимфу увидеть не могли и под ее влияние не попадали. Когда Муми-папа в итоге узнал, в чем тут прикол, высказал следющее “всегда знал, что у мужчин воображение богаче, чем у женщин”. Извиниться перед Муми-мамой за кобелиное поведение? Не, не слышал. Типичная сцена для любой серии – Муми-папа лежит в гамаке или пишет мемуары, а Муми-мама пашет по хозяйству.

Муми-тролль – то же, что и Муми-папа, только труба пониже и дым пожиже (с) Маленькая копия отца. Весьма интересно то, что он временами завидует самостоятельности Снусмумрика, но хотя бы научиться самому себе стирать и готовить мелкий паразит не додумывается. Нет, мы лучше свалим на необитаемый остров, чтобы попробовать жить как Робинзон Крузо! По факту, ничего из этого не выходит, конечно.
В одной серии все началось с того, что Муми-тролль нашел обручальное кольцо, и Фрекен Снорк обманом вынудила его надеть ей на палец. Уже знакомо, да? -)) Естессно, после этого коварная барышня объявила, что они с Муми-троллем обручены и никуда он от нее не денется. После чего Фрекен начинает вести себя как стереотипная жена. Т.е. обслуживать Муми-тролля от и до. А тот ведет себя как стереотипный муж. Т.е. не в восторге от такого поворота. Поняли, да? Пашет за двоих Фрекен Снорк, халяву получает Муми-тролль, но при этом это все нужно Фрекен, а не ему. И Муми-тролль в итоге, побив себя пяткой в грудь на тему “ямужык, мне нужны приключения”, съебывает со Снусмумриком в путешествие. Однако, выдыхается уже через день и возвращается обратно к халявному обслуживанию.

Муми-мама – та, без кого двое вышеназванных двинут кони, потому что она обслуживает всех и вся. Вообще она мне понравилась, мудрая и добрая особа, но увы, тащит на себе все хозяйство, не пикая. В путешествия она ходила аж два раза – один раз вместе с мужем по его настоянию, потому что ему бес в ребро ударил (кстати, прежде чем уйти, она предварительно обклеила записками все поверхности в доме, а то ж семейка не сообразит, где еда лежит), и второй раз для того, чтоб добыть необычный ингридиент из бабушкиной книги рецептов, потому что семейке надоело однообразие блюд, которые она готовит. Оставшись без ее обслуживания, семейство вело себя в полном соответствии с анекдотами про то, как муж остался без жены. Т.е. они не смогли даже разогреть готовую еду, оставленную им Муми-мамой, не говоря уж об остальном.

Кстати, Муми-дом – это этакий деревенский дом, там нет ни водопровода, ни электричества, ни газа. Топят дровами, воду таскают из колодца. Делает ли эту “мужскую работу” Муми-папа? Иногда. Иногда помогает и Муми-тролль. Но чаще это все делает Муми-мама. Причем подается это все как нормальное положение вещей, никто не спрашивает, не заебалась ли Муми-мама обслуживать всю эту свору и всяких частых гостей.

Снорк – типа-гений со всеми вытекающими. Повернут на идее построить летучий корабль, чему посвещает почти все свое время, и ничего другого в жизни делать не умеет. КПД его действий стремится к нулю. Обслуживание его нужд висит на его сестре. Однажды в процессе эксперимента засрал всю кухню, а когда Фрекен Снорк спросила, чо-де тут за фигня творится, ответил в стиле “не мешай своими мелочными придирками, у меня тут Наука творится”. После чего Фрекен обижается и уходит, а Снорк думает конечно над тем, как ее вернуть, ибо без прислуги как-то фигово. Летучий корабль он в итоге построил, кстати, но конечно же никто не вспомнил о том, что все это время его обслуживала Фрекен Снорк, а иначе хрен бы он что изобрел.

Что любопытно, ни муми-тролли, ни Снорк ничему не учатся. Остались без обслуживания – мысли о том, что блин, чуваки, чот мы какие-то уебаны, давайте хоть научимся сами себе готовить, не возникает. Как только обслуживающий персонал к ним возвращается, все продолжается по-старому

Фрекен Снорк – сестра Снорка и вообще просто ходячий патриархальный штамп. Начиная с ее имени. Имени у нее, грубо говоря, и нет. Да, для книг Туве это характерно, у нее часто персонажей зовут в соответствии с их породой. Т.е. есть, к примеру, мюмлы и филифьонки, и соответствующих персонажей в книге зовут Мюмла и Филифьонка. Муми-папу звали Муми-троллем, пока у него не родился сын. Но у Фрекен Снорк как-то все совсем печально, ее имя по сути означает “самка снорка”. Несмотря на то, что Снорку она приходится сестрой, все истории о женах гениев, что мы читали, применимы и к ней. Ее заботу о себе Снорк не ценит от слова совсем.
Фрекен любит цацки, мечтает стать хорошей женой и хозяйкой, романтизирует любовь и материнство, причем сама по себе далеко не глупа и не беспомощна, но при этом вовсю транслирует патриархальные стереотипы. К примеру, в одной серии, где герои попадают на Дикий Запад, Фрекен похищает местный ковбой. Когда Муми-тролль и компания ее находят, она сама предлагает ему сыграть на нее в карты с похитителем – и это при том, что ранее она выиграла у своего похитителя в карты почти все его сбережения. Но герой в итоге все равно Муми-тролль, да. В целом Фрекен Снорк – стереотипная подруга главного героя.

Мюмла – типичная “хорошая девочка”. В общем-то она мало участвует в повествовании, но того, что она любит цацки и убираться, хватает с лихвой. Чего только стоит сцена, когда она нашла кольцо с огромным бриллиантом, впоследствии оказавшимся фальшивым, и пошла им хвастаться всем вокруг. Так же меня зацепила ремарка, что “Мюмла старшая сестра Мю и намного приятнее ее, потому что ведет себя тише”.

Малышка Мю – младшая сестра Мюмлы, и вот она, пожалуй, самый феминистичный персонаж во всем мультсериале. Начиная с того, что у нее есть имя. Она прямолинейная, громкая, не стесняется в выражениях, и, несмотря на свой размер, более ловкая и смелая, чем окружающие ее парни. В наше время Мю назвали бы стервой, особенно на фоне Фрекен Снорк. Вот что о ней пишут в книге, посвященной Туве Янссон: “Мю говорит правду в глаза, подчас озвучивая то, что никто не хотел бы слышать. Малышка Мю — самый любимый читателями персонаж из тех, кто населяет Муми-дол. Мю — несносное, но позитивное существо, необходимое для создания баланса в семье Муми-троллей. Сама Янссон так писала о ней: “Мне нужен был кто-то, кто смог бы противодействовать беспомощной чувствительности семейства Муми-троллей. Без Мю в книге осталась бы сплошная мягкотелость.” В муми-социуме Мю — важная противоположность безусловно положительным и всепонимающим троллям. Агрессивность Мю — ее ключ к свободе. Как и в настоящем мире, в книгах Янссон гнев нуждается в проявлении, в выходе наружу.” Мю, к сожалению, несколько испортили в сиквеле мультика, превратив ее в страшную подружку для красавицы Фрекен Снорк. Чего стоит хотя бы сцена, где Мю, узнав, что Муми-тролль и Фрекен обручились, говорит “он должно быть сошел с ума, если предпочел ее мне”, хотя ранее она никакого желания выйти замуж не выказывала.

Еще одна знаковая серия – про девочку-невидимку Нинни. Изящный намек на невидимость женщин в патриархате и на запрет женщинам выражать агрессию. Девочку по имени Нинни затравила ее тетка настолько, что та стала невидимой, и даже голос ее было невозможно расслышать. В вышепроцитированной книге о Нинни написано: “Дитя-невидимке для того, чтобы вновь стать видимой, необходимо как следует разозлиться. Для того, чтобы гневаться, необходима смелость, необходимо позволять себе быть собой наравне с остальными, хорошими и плохими существами.” Знакомо, не так ли?

Есть еще Снифф – жадный до наживы, похожий на кенгуренка зверек. Явного сексизма не проявляет, но в одной серии в разговоре с Малышкой Мю про ухаживания говорит что-то типа “Хрен ли я буду за кем-то ухаживать и подарки дарить, я сам подарки люблю”. Да и жадность его как-то сама за себя говорит, особенно учитывая то, что в мультике его жадность показывается менее осуждаемой окружающими, чем агрессивность той же Мю.

Гендерно нейтральных персонажей я насчитала только двух с половиной – это Туу-Тикки, Снусмумрик и частично Хемуль. Частично потому что сексистские ремарки от него иногда звучат, но он хотя бы живет самостоятельно, ни от кого не требуя обслуживания. Еще интересно то, что Хемуль, как в книге, так и в мультике, постоянно носит платье, и никто из персонажей не обращает на это внимания. Любит цветуечки, кстати. Ботаникой занимается, то бишь немужским хобби.
Туу-Тикки появляется только в зимних повестях, а жаль. Ее не мешало бы побольше показывать. Прообраз Туу-Тикки – не кто иная как возлюбленная Туве, Тууликки Пиетиля. Из той же книги: “В Туу-Тикки легко узнается Тууликки: сходство прослеживается во внешнем виде и в именах. Тууликки — цельная и неделимая, ей соответствует только один персонаж в повествовании, точно так же, как и Сигне Хаммарстен. Туу-Тикки выглядит в книге несколько мужеподобно, однако шведское местоимение hon выдает в ней женщину. Туу-Тикки мудра и практична: она умеет не только строить снежные фонарики, но еще и рыбачить, готовить и резать по дереву.” Туу-Тикки выручает Муми-тролля, незнакомого с зимой (ибо зимой муми-тролли впадают в спячку), фактически спасая его и Мю.
Снусмумрик – этакий мужской вариант Туу-Тикки, только в Муми-долине он тусуется весной и летом, съебывая на зиму на юг. Живет полностью на самообеспечении и слишком пофигист, чтоб заморачиваться на гендерных стереотипах, хотя один раз “девочкам не понять” от него все же прозвучало. Еще был момент, когда он освободил детей из Парка (этакого детдома по муми-троллевски), и те потащились за ним, потому что нуачо, идти ж больше некуда. Ну и спустя какое время детишки конечно устали, и жрать охота, и вообще, и разнылись короче. Ну Снусмумрик такой типа “ебать-колотить, чо делать-то”, потому что, как у посонов водится, про то, что о детях надо заботиться, он не подумал. Но справедливости ради на произвол судьбы не бросил, хавчик и крышу над головой дитям нашел. Более-менее мне этот персонаж понравился. Прекрасно знает, что длительные путешествия не для тепличного и обласканного маминой заботой Муми-тролля, поэтому никогда его с собой не берет, хотя тот периодически порывается. Когда Муми-тролль, задолбанный заботой Фрекен Снорк, решил свалить в путешествие, Снусмумрик почти сразу понимает, в чем прикол, и специально ведет Муми-тролля вкруговую, так что когда тот в конце-концов выдыхается, то приводит его практически к порогу родного дома. Понравилась фраза от Снусмумрика “Нельзя стать по-настоящему свободным, если кем-то слишком сильно восхищаешься”, хоть это было сказано вне гендерной темы, но по-моему для нашей культуры с повальным восхищением мужчинами это тоже подходит.

И так далее и тому подобное… Как я уже говорила, концентрация патриархальностей в этом мультике зашкаливает, перечислять все не хватит поста. В качестве заключения скажу, что будь у меня дети – я бы им этот мультик не показала. Хотя он безусловно хороший, добрый и интересный. Рисовка действительно повторяет иллюстрации самой Туве, а вот сюжеты и характеры немного отличаются. Но с другой стороны мне именно с феминистской точки зрения было довольно интересно его смотреть. Может это особенности феминистического восприятия, но многие вещи для меня в этом мультике выглядели как стеб над патриархатом, хотя я уверена, что авторы ничего подобного не задумывали, но просто настолько это все in your face патриархально, что воспринимать всерьез не получалось. Реально смотришь и думаешь “Ну это же ненормально! Спасибо, что есть феминизм”

 
Обсуждение закрыто.