Блог девушки Даши

29 April
Comments Off

Характерна в этом отношении фигура А. Д. Литовченко

Характерна в этом отношении фигура А. Д. Литовченко. Он был приятелем Шварца; в свое время Шварц оказал на него большое влияние. Шварц подсказал ему, вероятно, сюжеты некоторых картин и даже сделал рисунок сокольника для картины 1867 года „Сокольничий времен царя Алексея Михайловича”.

При всем этом Литовченко воспринял в творчестве своего друга лишь одну его сторону. Если для Шварца археологическая верность деталей была средством раскрытия своеобразного национального быта и характеров людей Древней Руси, для Литовченко такая точность стала самоцелью. Этим, в сущности, исчерпывается содержание лучшей из его картин – „Иван Грозный показывает сноп сокровища английскому послу Горсею”. Примечательно при этом, что, работая над картиной, Литовченко видел рисунки Шварца к трагедии „Смерть Иоанна Грозного”, но не заметил в них ничего, кроме исторически верных костюмов. В сущности, Литовченко, Седов и близкие к ним по характеру творчества художники оказались весьма далеки от подлинных традиций историко-бытовой живописи Шварца. Они восприняли ее только внешне. Творчество Шварца было серьезнее и глубже.

Среди художников, работавших в области историко-бытовой живописи, в конце XIX века выделяется А. П. Рябушкин. При всем различии творчества его и Шварца, при всем отличии их живописных приемов, композиционных исканий, при всей стилизации, свойственной произведениям Рябушкина, можно говорить о том, что он близок к Шварцу. В сравнении с основной массой художников историко-бытового жанра 1870 -1890-х годов, подменявших историческое содержание в произведении мелкими историко-археологическими деталями, у Рябушкина картины быта Руси гораздо более историчны. Он, прежде всего, очень национален. Подобно Шварцу, Рябушкин раскрывает неповторимый, своеобразный облик Руси XVII века. Его особенно привлекает обыденная жизнь прошлого. И это напоминает историко-бытовые картины Шварца.

 
Обсуждение закрыто.