Блог девушки Даши

22 April
Comments Off

Этому же способствуют постепенно уменьшающиеся избы и фигуры людей

Этому же способствуют постепенно уменьшающиеся избы и фигуры людей. Такое пространственное решение требовало точного знания законов перспективы. Но не только правильные перспективные сокращения предметов вдали помогали Шварцу передать глубину пространства.

На первом плане, например, нарисована лужа, коричневато-серая по краям от подтаявшего снега и голубая в середине, где отражается небо. Занимая весь первый план, она создает дополнительное пространство до фигур первых всадников. Не только с передачей глубины пространства, но и с соотношением основных масс в этом пространстве, с равновесием их (без нарочитой симметрии, как в „Вербном воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче”) – со всем этим Шварц успешно справился.

Не менее волновала его свет воздушная перспектива и вообще проблема освещения, тем более, что он поставил перед собой сложную задачу: показать неяркий, без резких контрастов света и тени, день. Только на первом плане сияет яркая голубизна неба, да вдали на горизонте светлеет полоса туч – все же остальное освещено рассеянным светом. На первый взгляд кажется, что Шварц вновь вернулся к прежнему, принятому в Академии приему. Впрочем, тогда, показывая все предметы освещенными одинаковым нейтральным светом, он, в сущности, не ставил перед собой проблемы освещения как таковой. Иное дело в „Вешнем царском поезде на богомолье”. Шварц пытается передать легкую воздушную дымку, которая смягчает яркие цвета, скрадывает графическую резкость дальних планов. Так, плавно, постепенно смягчаясь, как бы тают вдали контуры возков и всадников, а силуэт деревянной церквушки на горизонте передан без резкой графичности.

Шварц пишет еще локально, но стремится передать многообразие оттенков одного цвета при постепенном изменении в воздушной перспективе. Впрочем, несколько резковато написаны два первых возка. Они как бы вырываются из общей тональности картины. В целом все решено в серовато-голубоватых и коричневатых тонах, в отличие от несколько пестроватых предшествующих картин Шварца.

 
Обсуждение закрыто.