Блог девушки Даши

17 March
Comments Off

Шварц пробыл в деревне до октября

Шварц пробыл в деревне до октября и затем вынужден был вернуться в Париж: выставка закрылась, и нужно было готовить вещи к отправке в Россию. В первых числах декабря упаковка была окончена, и в двадцатых числах Шварц выехал из Парижа. Несколько дней он провел в Веймаре и в январе 1868 года вернулся в Россию.

Лето 1868 года

Петербург встретил Шварца бесконечной бумажной волокитой. С раздражением писал художник родным, что „бумажная болезнь” и „глупость чиновников”, царящие в учреждениях, затрудняют сдачу дел по выставке и мешают уехать в деревню. Только в середине февраля, получив на службе отпуск, он выехал из Петербурга.

Лето 1868 года, проведенное в Белом Колодезе, оказалось исключительно плодотворным. К осенней выставке, реклама которой была размещена в Петербурге, Шварц окончил несколько картин: „Гонец. XVI век”, „Стрелец времен царя Алексея Михайловича”, „Вешний царский поезд на богомолье во времена Алексея Михайловича” и два больших станковых рисунка. Первые две картины по сюжету и по содержанию перекликаются с более ранними работами Шварца – с „Русским ратником XVI века” и „Воеводой времен царя Алексея Михайловича”. В обоих случаях художник изобразил древнерусского воина в его характерной одежде.

О „Гонце XVI века” Стасов писал: „Это истинная историческая картина, переносящая зрителя в XVI век. Перед нами -снежная степь, и тут во всю рысь, как только может, бежит малорослая русская лошадка, с доброй мордой, с кроткими глазами, размахивая хвостом и неся на спине неуклюжего русского всадника, в том стеганом толстом кафтане, вроде рииоцеросовой шкуры, какой изображен у Герберштейна.

У него, на левом боку, сумка с письмами, на правом – колчан со стрелами, за спиной – лук; плетью со множеством узлов он погоняет свою добрую лошадку; но какое у него озабоченное и важное выражение в лице, какие наморщенные брови под нахлобученной на глаза шапкой, какая неуклюжесть в позе, которая, кажется, торопит коня! Это – истинная прелесть и совершенство!” – Если Стасов несколько преувеличивал, считая картину „совершенством”, то все же в основном он был прав, увидев здесь очень выразительный и исторически характерный тип.

 
Обсуждение закрыто.