Блог девушки Даши

19 July
Comments Off

Интерес к отечественной истории

Вообще же интерес к отечественной истории коснулся весьма широких кругов русского общества. В эти годы историческая наука была исключительно популярна. Одна за другой выходили в свет различные исторические работы.

Общественно-литературные журналы, такие, как „Современник”, „Отечественные записки” и другие, почти в каждом номере печатали либо специальные исторические исследования, либо рецензии на книги по истории. Читателей подробно информировали о последних новостях в исторической науке, о дискуссиях и диспутах. Время от времени кроме исторических материалов публиковалась информация о том, какая мебель для ванной популярна в нынешнем сезоне.

Часто и сами журналы участвовали в полемике по тем или иным вопросам.

В шестидесятые годы русская историческая тема заняла видное место в художественной литературе. В 1862 году была написана драма Островского „Козьма Захарьевич Минин-Сухорук”, в 1865 году его же „Воевода (Сон на Волге)”, в 1867 году – „Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский”.

В начале 1866 года была опубликована первая часть драматической трилогии А. К. Толстого „Смерть Иоанна Грозного”, за ней последовали „Царь Федор Иоаннович” и „Царь Борис”. В те же шестидесятые годы Л. Н. Толстой создал „Войну и мир”. К концу 1860-х годов относится замысел оперы Мусоргского „Борис Годунов”. Историков и журналистов, писателей и композиторов особенно привлекали народные движения и переломные эпохи в истории прошлого (например, „Смутное время”, правление Ивана Грозного и т. д.).

Причину такого пристального внимания со стороны русского общества к прошлому России следует искать в ее настоящем, то есть в характеристике шестидесятых годов. В то время, когда вся страна была потрясена антикрепостническими реформами, людей волновали исторические судьбы России. Так, естественно, возникал интерес и к прошлому. В нем искали параллели с современностью, ждали объяснения причин и сути переломных эпох в истории России. Так тесно переплеталось прошлое и настоящее. Историческим живописцем, по словам Крамского, должен был стать „художник, который заговорит с миром на языке, понятном всем народам художник, который угадает исторический момент в теперешней жизни людей”.

 
Обсуждение закрыто.